Лесными тропинками вдоль Днепра

В этой прогулке мы вспомним истории киевских трамваев, мостов, пляжей. В центре города потеряемся в лесной глуши, узнаем немного об известных крепостях Киева, и заглянем в покинутые, но не забытые подземелья.

Наша прогулка начнется с Почтовой площади, а точнее с выхода ст.м Почтовая площадь (то что возле Макдональдса)

Подходим к церкви Святого Рождества (или Рождества Христова). Многим она знаменита тем, что в ней 19 мая 1861 года отпели прах знаменитого писателя - Тараса Шевченко. Но не многие знают. Что это копия старой церкви, которая была полностью уничтожена во время строительства станций метро. Церковь возобновили, сделали полностью ее копию. Церковь возобновили рядом с тем местом, где она стояла раньше.

Рассматривая эту церковь можно увидеть всем известный киевский фуникулер. Строился он в 1905 году под руководством инженера Артура Абрагамсона. Так он выглядел раньше:

Старый фуникулер

Можно много интересного про него рассказать, но немного интересней другое место, которое находиться в противоположной стороне от фуникулера, прямо напротив той самой Церкви Рождества Христова. Интересное место – это главное здание бывшей почтовой станции. Этим и объясняется название этой красивейшей площади. Сейчас она не рабочая, а здание отдали под офисы разным фирмам. Станция работала в 1850-60 годах. И здание по своему назначению тоже проработало пару десятков лет.

Пройдя за церковь (к концу Владимирского спуска) Вы увидите очень интересный памятник электрическому трамваю. Этот памятник поставили не просто так, а по заслугам киевских путей трамвая. Памятник олицетворяет первый запущенный трамвай на всей территории Украины и России.

История появления трамваев весьма интересна. За появления этого вида транспорта в центре столицы киевляне должны благодарить инженера Струве. Именно Аманд Струве всеми силами добивался их запуска. И это было не легко.

Его идеи отклоняли, прося другие «более экономные и безопасные варианты». Он справлялся с этими задачами.. запуская так называемые лошадиные перевозы (конки, в которых лошади быстро "выходили из строя"), даже дошли до паровозов, которые испаряли много пара и сильно шумели.

В конце концов, местные власти решили таки запустить электрический трамвай. И Аманду Струве таки удалось привезти в Киев первые рельсы.

В то время не было централизованной подачи электроэнергии, и специально для работы трамваев построили Электростанцию. Центральную электростанцию построили в 1901-03 годах за проэктом инженеров А. Абрагамсона и В. Безсмертного. Поначалу электростанция имела 4 паровые машины по 150к.с. Потом ее было успешно оборудовано 4 дизелями по 400 к.с. В конце концов, станцию было расширено и увеличили ее мощность.

Это здание тоже весьма интересно. Сначала длина здания становила 50м. и между старой и новой станцией были лестница и дымарь. Но в 1907-8 годах было увеличено с южной стороны на 7м, а лестницу и дымарь демонтировали.

К сожалению, появились первые новости о сносе трамвайных путей в этом районе.

Поднимаясь на Владимирскую горку вдоль набережной, вы можете увидеть лишь немного уцелевших зданий тех времен. В конце 19-го века в Киеве начали строить коммунальные мережи  газо-, электро- и водоподачи, и в том числе канализацию (инициатором в проведение которой был тот самый Аманд Струве).

Интересно. Раньше Днепр был настолько чист, что воду с него подавали до потребителей без всяких особых очистных механизмов (очищали от всяких камушков, и все). Только когда заработала канализация (а она выходила в тот же Днепр) в Киеве началась эпидемия. А все из-за «умных» архитекторов и их «логичных» проектов.  Дело в том, что труба канализации была проведена выше по Днепру от трубы водоподачи. Вот киевляне и получали «чистейшую воду». Но потом ошибку поправили, попробивали скважины и подавали воду уже из подземных родников.

Поднимаясь вверх, по левую сторону вы можете увидеть Парковый Пешеходный мост (1957) и первый в СССР Вантовый Рыбальский мост.

Пешеходный мост тоже интересен соей историей. О сооружен из метало конструкций и немного не устойчив. Еще недавно в летнее время по нем ходили толпы людей, пропихнуться было очень тяжело. (Хоть его и перекрыли для проезда машин, сама недавно видела, как по нему проехалось парочка). Этот мост ведет на многолюдный пляж. Считается что традицию прилюдно купаться и загорать на пляжах ввели именно немцы во время оккупации. До них все пляжники были очень скрытны и избегали привселюдного купания.

Когда немцы приехали в Киев и увидели «антисанитарию» по всему городу, они оправили всех купальщиков на один пляж. Именно тот на который ведет Пешеходный мост. Так и появилась традиция многолюдного времяпровождения у воды.

Прогуливаясь по лесным хащам вы, возможно, сможете увидеть вверху Кокоревскую беседку, фонарь с поля Киевского Динамо, Мост влюбленных (На табличке которого написано, что он был построен в 1912 году, а на самом деле он был построен в 1910-11 годах!),

памятник Дружбы народов (в виде огромной радуги). Также Вы увидите много полузаброшенных зданий. На месте одних начинают строить другие (кафе, заведения), другие пустуют, напоминая о старых временах.  На одном из таких заброшенных зданиях строиться вертолетная площадка для Януковича. Еще интересная заброшенная детская больница, Вы все еще сможете рассмотреть красоту архитектуры этого здания. Ее недостаток в том, что она малоэтажная… Вот про нее и забыли.

Эти дебри раньше называли кукушкиным лесом или кукушкин дом. Дело в том что раньше не существовало такого Киева, каким мы видим его сейчас, раньше он представлял собой Киев( все что за почтовой площадью вместе с Крещатиком) и Печерск.. а между ними лес. И много разбойников и просто людей с других поселков строили себе дома и жилища в этом лесу. Вот их то и называли кукушками. Здесь до сих пор стоит совецкий ресторанчик "Кукушкин дом".

И уже почти на самом верху вы сможете рассмотреть часть старой Киевской крепости, которая легендарна своими размерами.

Немного обойдя его и спустившись вы сможете попасть в подземелья. Надеюсь у Вас будет с собой фонарик). Советую смотреть под ноги и аккуратно спускаться. В подземелья довольно интересно и оно имеет много легенд.. и почти все они устрашающие :)

Так же немного поднявшись, Вы сможете увидеть Зеленый Театр, который уже обрел много слухов и легенд.

И поднявшись на самый верх перейдя через дорогу, пройдя мимо военской части советских времен (до сих пор действующую)

Вы пройдете прямо к ст.м. Арсенальная где и заканчивается эта интересная прогулка. 

Некоторые фотографии использованные в статье взяты из архивов киевских коллекционеров (таких как Кальницкий, http://photohistory.kiev.ua/ и другие).

По вопросам организации экскурсии звоните по телефону (067) 179-53-26. Валерий Лысенко.


А что Вы думаете по поводу статьи:
Лесными тропинками вдоль Днепра?


Комментарии Facebook